Переживание стыда как травматический опыт (Боголюбова О.Н. Ураева Г.Е. Шелыгина Е.В.)

На протяжении своей жизни современный человек встречается с множеством потенциально травмирующих ситуаций, которые могут оказывать негативное воздействие на его психологическое состояние, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. При этом исследователи отмечают, что травмирующие ситуации, носящие межличностный характер, как правило, имеют наиболее серьезные психологические последствия, т. к. влияют на представления человека о себе, а также на построение дальнейших взаимоотношений с другими людьми.

В последние годы был выполнен ряд исследований, в которых подчеркивается особая роль стыда в формировании посттравматической симптоматики. Стыд является одной из наиболее травмирующих эмоций самоосмысления (self-conscious emotion) и может представлять собой угрозу психологической целостности, вызывая чувства неполноценности, беспомощности и социальной непривлекательности. Например, Matos & Pinto-Gouveia (2010) в своем исследовании приводят данные о том, что переживания, связанные со стыдом, могут функционировать так же, как и травматические воспоминания (traumatic memories) и, таким образом, повышать уязвимость к развитию психопатологических состояний.

Эти же авторы в другой своей работе показывают, что когда воспоминание о переживании стыда приобретает центральную роль в понимании человеком себя и окружающего мира, это ведет к развитию состояния, подобного посттравматическому стрессовому расстройству. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) классифицируется в DSM-IV как расстройство тревоги, но сегодня ряд исследователей говорит о том, что ПТСР можно рассматривать и как расстройство стыда (Budden, 2009, Herman, 2013). С одной стороны, само по себе переживание острого стыда может становиться травматическим переживанием и в таком качестве служить основой для развития психопатологической симптома- тики.

В таком случае стыд можно рассматривать как модель (proxy) для изучения механизмов развития посттравматических состояний. С другой стороны, переживание стыда часто сопровождает ситуации, оказывающие травмирующее воздействие на человека и их психологическое последействие. Таким образом, изучение стыда имеет ценность с точки зрения фундаментальной науки, т. к. способно дать новые представления о механизмах психологической травматизации, в частности об особенностях когнитивной переработки травматических воспоминаний. С другой стороны, стыд является частой темой, встречающейся при работе с травмой в процессе психологического консультирования, и переживание стыда клиентом вносит свои особенности в процесс взаимодействия с консультантом (Zaslav, 1998).

Таким образом, практическая ценность исследования стыда как травматического опыта заключается в том, что знание механизмов взаимодействия переживания стыда и посттравматических состояний будет способствовать развитию более эффективных клинико-психологических вмешательств.

  • Женщина и гений не трудятся. Женщина была до сих пор величайшей роскошью человечества. Каждый раз, когда мы делаем все, что в наших силах, мы не трудимся. Труд, лишь средство, приводящее к этим мгновениям.
    Ф. Ницше
  • Смысл наших садов и дворцов. И поскольку же смысл всяческого домогания богатств заключается в том, чтобы выдворить из наших взоров беспорядок и пошлость и сотворить родину дворянству души.
    Ф. Ницше
  • Цель аскетизма: Следует выжидать свою жажду и дать ей полностью созреть, иначе никогда не откроешь своего источника, который никогда не может быть источником кого-либо другого.
    Ф. Ницше
  • Тем, как и что почитаешь, образуешь всегда вокруг себя дистанцию.
    Ф. Ницше
  • Я ненавижу обывательщину гораздо больше, - чем грех.
    Ф. Ницше